none
+7 (495) 545-45-85
Центр реабилитации «Благополучие»
Московская область
Ногинский р-н, пос. Горбуша, 1А
Время работы 8:00 - 20:00 Без выходных
Бесплатная онлайн консультация реабилитолога
отправить эпикриз

Артикуляционная гимнастика при дизартрии

На формирование и воспроизведение речи влияет большое количество разнообразных факторов. В первую очередь, это содружественная работа головного мозга, проводящих систем, речевых и дыхательных мышц. Головной мозг «строит» фразу и передает ее подкорковым ядрам, те — черепно-мозговым нервам, после — периферическим нервам, мышцам и другим структурам, осуществляющим воспроизведение звуков (диафрагма, мягкое небо, губы, зубы, щеки и язык). При поражении одного из звеньев этой цепи происходит развитие дизартрии. 

Определение и причины дизартрии

Дизартрия — расстройство звукопроизношения, возникающие из-за нарушения иннервации мышц речевого аппарата. 

При дизартрии развивается слабость или паралич артикуляционного аппарата, мышцы сокращаются несогласованно, увеличивается или снижается их тонус. Обычно дизартрия сочетается с нарушениями глотания, жевания, мимики и речевого дыхания.

Причинами дизартрии являются:

  • Детский церебральный паралич;

  • Черепно-мозговая травма;

  • Болезнь Паркинсона;

  • Рассеянный склероз;

  • Боковой амиотрофический склероз;

  • Инсульт;

  • Миастения;

  • Опухоли головного и спинного мозга;

  • Алкогольные и наркотические интоксикации;

  • Инфекции головного мозга.

Кто занимается лечением дизартрии?

В роли главного специалиста по коррекции дизартрии выступает логопед-дефектолог. Он проводит оценку состояния мышц челюстно-лицевого аппарата, объема артикуляционных движений, речевого дыхания, голосообразования, понимания обращенной речи и уровня устной речи, чтения, письма. Логопед определяет тип дизартрии, оценивает ее тяжесть, составляет и реализует индивидуальный план артикуляционной гимнастики. 

Присутствие логопеда в составе междисциплинарной бригады для лечения пациентов с дизартрией неоценимо. Они являются теми специалистами, которые делают основной вклад в коррекцию этого расстройства. 

В процессе лечения логопед обучает пациента правильным двигательным паттернам и закрепляет их с помощью многократно повторяющихся упражнений. Уникальной особенностью головного мозга является его нейропластичность, благодаря которой можно формировать новые нейронные связи, необходимые для воспроизведения речевой функции. Кроме того, постоянная тренировка мышц языка, губ, щек и неба предотвращает их атрофию, укрепляет, улучшает координацию движений и помогает контролировать и осознавать произношение звуков и слов. 

Артикуляционная гимнастика — что это?

Восстановление речевых нарушений проводится вместе с лечением основного заболевания, послужившего причиной их развития. Максимальная эффективность восстановления достигается при раннем начале реабилитации, в том числе логопедических занятий. Артикуляционная гимнастика — это комплекс пассивных и активных упражнений, направленных на улучшение качества речи у пациентов с дизартрией. 

Цели артикуляционной гимнастики:

  • Укрепление мышц речевого аппарата;

  • Увеличение подвижности структур, необходимых для произношения звуков;

  • Увеличение амплитуды движений; 

  • Снижение напряженности артикуляционных органов; 

  • Выработка и автоматизация правильных речевых паттернов;

  • Нормализация мышечного тонуса артикуляционных мышц;

  • Подготовка ребенка к правильному произношению звуков.

Коррекция нарушений происходит последовательно:

  1. Логопедический массаж.
  2. Артикуляционная гимнастика тренирует мышцы и связки, задействованные в звукопроизношении.
  3. Дыхательная гимнастика.
  4. Ортофонические упражнения при дизартрии необходимы для развития голоса.
  5. Работа над выразительностью речи и развитием речевой коммуникации.

Как видим, артикуляционная гимнастика является лишь частью целого комплекса мероприятий по коррекции дизартрии.

Существует два основных вида артикуляционной гимнастики:

  1. Пассивная;
  2. Активная.

Эти виды являются последовательными этапами одного процесса. 

Пассивная артикуляционная гимнастика при дизартрии характеризуется тем, что упражнения выполняются под механическим воздействием со стороны логопеда. Что это значит? Логопед с помощью рук и специальных инструментов (логопедический зонд и шпатель) направляет и фиксирует речевые мышцы в правильном положении. Пассивные движения создают условия для включения в речевую деятельность ослабленных и бездействующих мышц. Это стимулирует произвольные (контролируемые) движения и формирует своего рода шаблон, образ правильной фонации и артикуляции. 

Переход к обучению активным упражнениям начинается только после того, как освоены и доведены до автоматизма пассивные артикуляционные позы.

Активная артикуляционная гимнастика предусматривает самостоятельное выполнение тех же упражнений под контролем логопеда. 

Статические и динамические упражнения выполняют по 3-4 раза в день в течение 5 минут. Одно упражнение повторяется 5-7 раз с удержанием позы на протяжении 10-15 секунд. 

Статические тренировки направлены на создание и удержание артикуляционной позы, а динамические — на быстрое и легкое переключение артикуляционных движений.

Показания и эффективность артикуляционной гимнастики при дизартрии

Артикуляционная гимнастика используется для коррекции нарушений речи при:

  • Дизартрии. Нарушение звукопроизношения из-за расстройства иннервации речевого аппарата.

  • Дислалии. Неправильное произношение звуков при сохранной иннервации артикуляционных мышц, нормальном слухе и интеллекте. Часто возникает при короткой уздечке, неправильном прикусе и большом языке.

  • Ринолалии (носовая речь). Искажение произношения звуков и тембра голоса из-за аномалии небно-глоточного смыкания (расщелина в небе, паралич небной занавески, аденоиды).

Эффективность этого метода коррекции речи не вызывает сомнений. Многочисленные клинические исследования это доказывают. Благодаря комплексному подходу к коррекции, можно добиться больших результатов, однако следует учитывать степень тяжести дизартрии и внутренние ресурсы самого человека. Так как причина нарушения речи находится в головном мозге, не всегда удается полностью скорректировать проявления дизартрии. Задачей артикуляционной гимнастики в таком случае является достижение максимально возможного уровня речевых навыков, чтобы на бытовом уровне и в социуме человек не испытывал какого-либо дискомфорта. 

Упражнения артикуляционной гимнастики при дизартрии

Логопедические упражнения при дизартрии выполняются в спокойной, расслабленной обстановке. Если занятие проходит с ребенком, то логопед работает в игровой форме. Ребенок не умеет в силу своего возраста долго концентрироваться на монотонных упражнениях, ему необходима более эмоциональная атмосфера, в которой он будет чувствовать себя свободно и безопасно. Упражнения при дизартрии у детей и взрослых всегда делают перед зеркалом. В первую очередь, это необходимо для самого человека. Так он будет видеть движения языка, губ и щек и сможет под контролем зрения корректировать их. Это формирует положительную обратную связь. 

Артикуляционную гимнастику полезно сочетать с артикуляционным массажем, логопедической ритмикой, физиотерапией и ЛФК. 

Пассивные упражнения для губ

Все перечисленные упражнения выполняются с помощью рук логопеда. 

Логопед собирает верхнюю, а после нижнюю губу, поместив указательные пальцы обеих рук в углы губ и совершив движение к средней линии. Далее он собирает губы в трубочку, растягивает их в «улыбку», фиксируя пальцами в углах рта. Поднимает верхнюю губу, опускает нижнюю, смыкает их для выработки ощуще­ния закрытого рта.

image9.gif

image8.gif

Активные упражнения для губ

«Улыбка» («Заборчик») 

Улыбнуться без напряжения, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать 5-10 секунд. Следить, чтобы при улыбке губы не подворачивались внутрь. 

image11.png

«Трубочка»(«Хоботок»)

Вытянуть сомкнутые губы вперед. Удерживать их в таком положении под счет от 1 до 5-10. Если вы не можете самостоятельно произвольно вытянуть губы, можно дотянуться губками до конфеты. Также можно пропеть звук У. В дальнейшем можно чередовать упражнения 1 и 2.

image10.png

Пассивные упражнения для языка

Логопед захватывает кончик языка платком или марлевой салфеткой и выводит его из ротовой полости вперед, опускает вниз, к нижней губе, поднимает вверх, совершает боковые отведения, придавливает кончик языка ко дну ротовой полости, приподнимает его к твердому нёбу.

Активные упражнения для языка

«Язык здоровается с верхней губой» 

Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу (при укороченной уздечке во время выполнения этого упражнения следует проглаживать язычок шпателем по направлению от уздечки к кончику по нижней стороне языка). 

image13.png

«Хомяк» 

Рот закрыт. Язык поочередно упирается в правую и левую щеки, оставаясь в каждом положении по 3-5 секунд.

image12.png

Упражнения для расслабления языка


Расслабление языка и коррекция патологической формы проводятся после общего расслабления. Расслабить спинку и корень языка можно с помощью точечного массажа в области подчелюстной ямки нижней челюсти, вибраций под углами челюсти и легкого похлопывания, поглаживания шпателем кончика языка.

Упражнения на расслабление языка:

«Лопаточка» 

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5-10. 

image16.png


«Непослушный язычок» 

Сделать такое же положение языка, как в упражнении для расслабления языка «Лопата», затем верхней губой пошлепать по языку. В этот момент необходимо воспроизвести звуки «пя-пя-пя». 

image14.png

Упражнения для щек

  1. Нужно надуть сначала обе щеки одновременно, а потом попеременно.
  2. Набрать в рот воды и перегонять ее из правой щеки в левую, а потом наоборот.
  3. Несколько раз втянуть щеки в ротовую полость между зубами.

image15.pngimage17.png


Если у вашего ребенка или члена семьи появились признаки дизартрии, можете обратиться за помощью в наш реабилитационный центр «Благополучие». Он находится в Ногинском районе Подмосковья, в экологически чистом месте. Для консультации и получения информации о ценах можно позвонить по телефону, указанному на нашем сайте, или оставить заявку на обратный звонок. Также мы ответим вам в WhatsApp.


Полезные ссылки:

Эффективность логопедических тренировок:

Нужна консультация?
Отправьте нам эпикриз или оставьте номер для связи.

Срочная консультация
Отправить эпикриз
Назад к списку
Ваша заявка отправлена!

Наш специалист свяжется с вами в ближайшее время.

Вернуться на сайт
Оставить заявку

Необходимо принять условия публичной оферты

+7 (___) ___-__-__ *
Дополнительная информация
Согласен с правилами обработки персональных данных установленными в политике конфиденциальности
Отправить
Ваша заявка отправлена!

Наш специалист свяжется с вами в ближайшее время.

Вернуться на сайт
Оставьте заявку на бесплатную онлайн консультацию

Необходимо принять условия публичной оферты

ФИО *
+7 (___) ___-__-__ *
Опишите вашу ситуацию
Согласен с правилами обработки персональных данных установленными в политике конфиденциальности
Отправить
Ваша заявка отправлена!

Наш специалист свяжется с вами в ближайшее время.

Вернуться на сайт
Оставьте заявку на повторную консультацию

Необходимо принять условия публичной оферты

Фио
+7 (___) ___-__-__ *
Опишите вашу ситуацию
Согласен с правилами обработки персональных данных установленными в политике конфиденциальности
Отправить
Ваша заявка отправлена!

Наш специалист свяжется с вами в ближайшее время.

Вернуться на сайт
Отправьте ваш эпикриз

Необходимо принять условия публичной оферты

ФИО *
+7 (___) ___-__-__ *
Прикрепить эпикриз
Прикрепить эпикриз
Прикрепить эпикриз
Добавить еще эпикриз
Дополнительная информация
Согласен с правилами обработки персональных данных установленными в политике конфиденциальности
Отправить
Ваша заявка отправлена!

Наш специалист свяжется с вами в ближайшее время.

Вернуться на сайт
Обратный звонок

Необходимо принять условия публичной оферты

ФИО *
+7 (___) ___-__-__ *
Дополнительная информация
Согласен с правилами обработки персональных данных установленными в политике конфиденциальности
Отправить