Афазия

Афазия — один из видов речевого расстройства, при котором пациенты с уже сформированной речью полностью или частично теряют способность разговаривать и понимать речь других людей. Нарушения могут быть различны в зависимости от вида и тяжести заболеваний.

Существует несколько разновидностей болезни и попыток систематизировать их. Чаще всего используется классификация, автором которой является А. Лурия

Причины афазии

Афазию вызывает поражение области головного мозга, отвечающей за речевое развитие. Эти поражения могут быть спровоцированы различными причинами, к которым относятся:

  • опухоли головного мозга;
  • геморрагические и ишемические инсульты;
  • травмы: ушиб головного мозга, сотрясение, операции на головной мозг и др.;
  • абсцесс, энцефалит и другие воспалительные заболевания головного мозга;
  • заболевания ЦНС: болезни Альцгеймера и Пика, рассеянный склероз, эпилепсия и др.;
  • энцефаломиелит;
  • интоксикация;
  • врожденные или хронические дефекты.

В группе риска находятся люди с неблагоприятной наследственностью, повышенным артериальным давлением, болезнями сердца, атеросклерозом головного мозга, пожилые люди.

Акустико-мнестическая афазия

При данной форме болезни человек теряет возможность сопоставлять предметы и слова, которые они обозначают, возникают трудности с удержанием информации: человек понимает речь на слух, но не может запомнить ее. В разговоре люди чаще всего употребляют только глаголы, говорят эмоционально.

Семантическая афазия

Человек с подобным диагнозом не помнит и не запоминает названия предметов, у него возникают трудности с пониманием сложных конструкций речи, причинно-следственной связи, логики, времени и пространства в предложениях. Он буквально понимает крылатые фразы, пословицы, метафоры, не различает формы слов (например, не различает слова «ходить», «переходить», «уходить»). Часто пациенты могут воспринимать устную и письменную речь, но не могут ее воспроизвести.

Сенсорная афазия

При сенсорной афазии пациент абсолютно или частично не воспринимает и не понимает речь других людей, не может читать вслух. Он может разговаривать, употребляя знакомые слова, но сложные и новые произнести не может. Для патологии характерны постоянные повторы слов или отдельных конструкций, быстрая «смазанная» речь. При этом пациенты не осознают, что их речь несвязанная и непонятна другим людям.

Моторная афазия

    К моторной группе относят разные формы афазий, которых объединяет основная характеристика этого вида нарушений — отсутствие активной устной речи.

  • Эфферентная — нарушение артикуляции, при котором человек не может свободно перейти от одного звука к другому. Для этого вида патологии характерна неконтролируемая речь, которая может состоять исключительно из случайного набора звуков и слов. Речь становится скудной, пациенты могут не употреблять предлоги, использовать всегда один и тот же падеж. В тяжелых случаях теряется способность читать вслух.
  • Афферентная — нарушение артикуляции, при котором человек не может определить, что необходимо делать, чтобы произнести тот или иной звук. Пациенты путают близкие по произношению звуки («з» и «с», «б» и «п» и др.), во время речи могут переставлять местами или пропускать буквы, слоги или слова.
  • Динамическая — к симптомам относят «телеграфный» стиль речи, длинные паузы между словами, отсутствие предлогов, нарушение привычного ритма, смазанная артикуляция, непроизвольный переход на шепот. Обычно у больных снижена речевая активность, словно они не хотят вести диалог.

Разные виды афазий редко встречаются отдельно друг от друга, обычно болезнь имеет смешанную форму. Одной из ее разновидностей является тотальная, характеризуется полной потерей возможности говорить и понимать речь.


Лечение афазии

Перед коррекцией речевых нарушений специалисты определяют причину заболевания и по возможности устраняют ее. Непосредственно терапия состоит из:

  1. Работы с логопедом и неврологом. Врач индивидуально подбирает программу лечения: обучает произносить или выделять в словах отдельные звуки, соотносить предметы и их названия. Для понимания речи используются простые упражнения, например, пациенты жестами должны дать положительный или отрицательный ответ на простой вопрос («Дверь закрыта?», «Лимон желтый?»), выполнить простое действие («Помаши рукой», «Возьми книгу»), найти ошибку в предложении («Мужчина спал на автомобиле, мужчина ехал в кровати», «Я открыл книгой»). При нарушениях памяти пациенту читают короткий текст, а затем просят пересказать его. Со временем задача усложняется. Хорошо восстанавливает речь артикуляционная гимнастика. Важно, чтобы речь пациента и специалиста была спокойной, четкой и медленной, не стоит употреблять длинные сложные конструкции.
  2. Физиотерапии. Врач подбирает программу процедур, которая может включать ЛФК, физиопроцедуры, массаж и др.
  3. Приема медикаментов.

В редких случаях требуется хирургическое вмешательство.

Реабилитация может длиться несколько лет, и в ряде ситуаций пациент полностью восстанавливает речь. Успешность лечения зависит от множества факторов: тяжести заболевания, индивидуальных особенностей пациента. Чем раньше больной обратится к врачу, тем больше вероятность его полного выздоровления.

В центре «Благополучие» созданы все условия, чтобы реабилитация прошла успешно, а результаты были даже выше ожиданий. Мы придерживаемся мультидисциплинарного подхода: в лечении принимают участие врачи разных специализаций. Уважительное отношение к пациентам, грамотная работа психолога, уютная домашняя атмосфера играют большую роль в выздоровлении.